Назад к списку

Гаражная Амнистия! Чего ждать?!

Праздник на улице застройщика: кто получит выгоду от гаражной амнистии

       Предлагаемая Росреестром и Минэкономразвития «гаражная амнистия» поможет создать в стране новый сектор цивилизованного рынка недвижимости, а упрощение изъятия земель под застройку позволит полностью освободить города от неприглядных территорий нынешних ГСК.
       Но не приведет ли это к нарушению прав хозяев гаражей? На этот вопрос пока нет однозначного ответа. 
Объявляя о «гаражной амнистии», власти заявили, что она способна облегчить жизнь 4,5 млн россиян. 
       Вероятно, во многом это просто громкие слова: жизнь этих миллионов — независимо от того, валяется ли у них в комоде пожелтевшая книжечка членства в гаражном кооперативе или она давно потерялась — не была такой уж сложной. 
      Однако во многом предполагаемая амнистия действительно способна сделать жизнь проще и гармоничнее: она сделает гаражи частью цивилизованного рынка недвижимости, поможет государству консолидировать налогооблагаемую базу, а главное — существенно повлияет на девелоперский бизнес. 

Вожделенная земля

       На территории Города в ее текущих границах гаражей довольно много.  Как правило, эти территории похожи на свалки или в лучшем случае на «неорганизованную застройку» и не вызывают симпатии ни у местных жителей, ни у прохожих, ни в особенности у городских властей. 
       При этом во многих районах гаражные комплексы на удивление хорошо расположены.  Эти территории вызывают большой аппетит у застройщиков: как хорошо там встал бы жилой комплекс!Девелоперы, с одной стороны, всегда «охотились за гаражами», однако, с другой стороны, относились к ним с опаской: никогда не было понятно, как их выкупить. 
       Все понимали, что такие попытки чреваты столкновением с толпой полуофициальных собственников, с которой невозможно договориться.  В гаражном кооперативе официально может быть 200 гаражей, однако из них собственниками по назначению используется не больше двух десятков, а остальные — сараи, платные стоянки, неофициальные автосервисы. 
       Этот хаос не поддавался здравому смыслу. 
 Если «гаражная амнистия» наберет ход, через несколько лет можно ожидать изменения ситуации: станет возможен цивилизованный выкуп таких территорий. 
       Можно ожидать появления государственных программ обмена гаражей на машино-места на цивилизованных многоуровневых парковках или в подвалах строящихся жилых комплексов. 
       Несомненно, если гараж станет официальной собственностью его владельца, с ним станет гораздо проще работать.

 Закон, налоги, рынок 

       При этом нельзя сказать, что «амнистия» невыгодна фактическим владельцам.  Здесь можно провести аналогию с дачной амнистией. 
В свое время было построено много загородной недвижимости без документов, которую потом стало возможным ввести в собственность.  Это позволило категорически упростить рынок загородной недвижимости. 
       К росту цен это не привело, однако рынок упростился и цивилизовался.  И главное, каждый объект приобрел понятную рыночную стоимость, став предметом беспроблемной и защищенной законом купли-продажи. 
Рынок гаражей  существует и сейчас:  можно найти предложения от пятидесяти до полутора миллиона рублей за капитальный гараж до 100 000 за ветхое строение с потерянными документами на дальней городской окраине.
       Возможно, в результате «амнистии» цены на этом рынке слегка подрастут, появятся брокеры, предлагающие владельцам «упрощенную» легализацию за определенную мзду. 
       Однако в итоге гараж станет официальной недвижимой собственностью, в перспективе возможным объектом ипотеки или банковского залога. И, разумеется, гаражи станут объектом налогообложения. 
       В этом один из мотивов гаражной амнистии с точки зрения властей, однако этим, мне кажется, государственные интересы не ограничиваются. 

Амнистия, несомненно, облегчит изъятие тех объектов, собственника которых установить не удастся. 

       Но главным образом она позволит цивилизованно выкупать у собственников гаражные территории, ставя в конечном итоге цель окончательно избавиться от этого неприглядного элемента городской застройки. 
       Очевидный пример, который в связи с этим приходит на ум, — избавление от уличных киосков, проведенное московскими властями несколько лет назад. 
Результатом стало заметное улучшение городского ландшафта, однако много споров вызвал вопрос о нарушении прав собственников. 

Надолго запомнилась фраза мэра о том, что собственники киосков «прикрывались какими-то бумажками». 

Может ли это повториться в случае гаражей? 

Конечно, абсолютной гарантии от нарушений закона не существует. 

Однако само введение собственности на гаражи в легальное поле, предполагаемое «амнистией», даст гражданам больше возможностей для защиты своих прав: вместо «каких-то бумажек» в виде членских билетов ГСК у них будет официальный документ на владение объектом недвижимости.
 Это хотя бы отчасти гарантирует, что процесс пройдет в цивилизованном русле.


Максим Лещев Максим Лещев Forbes Contributor Москва.

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/393137-prazdnik-na-ulice-zastroyshchika-kto-poluchit-vygodu-ot-garazhnoy-amnistii